5. ЧТО КОГО ИНТЕРЕСУЕТ И КТО В ЧЕМ РАЗБИРАЕТСЯ.

-------------------------------------------

     Для удовлетворения своих собственных нужд человеку необходимо  представление о всей окружающей действительности. В обслуживании социума люди кооперируют. Механизм этого явления, по нашим представлениям,  достаточно  прост: отдельные аспекты действительности отражается в мозгу с разной степенью дифференциации и осознанности. Те аспекты, которыми пользуется лишь  сам  индивид отражаются сравнительно обобщенно, запоминаются как образы, опыт,  навыки. Те же, информация о которых передается обществу,  воспринимаются  дифференцированно с большей точностью, позволяющей  осмыслить  эту  информацию  и представить ее в словесной форме.
     Что это за аспекты?
     Приспособление организма к окружению - непрекращающаяся цепь актов физической активности. Все, что происходит вокруг человека в  объективном  мире, тоже не что иное как цепь актов физической активности.  Можно  сказать,  что то, что происходит с нами и вокруг нас, это те же цепи актов физической  активности. А цепь актов физической активности - нечто иное, как четыре  такта двигателя внутреннего сгорания:

     1. потенциальная энергия,
     2. превращение потенциальной в кинетическую,
     3. кинетическая энергия,
     4. использование кинетической энергии.

 Это и является четырьмя аспектами восприятия окружающего мира, которые из-за своей типной природы человек воспринимает с разной осознанностью: один  лучше разбирается в потенциальных возможностях другого человека, его способностях /1 такт/, другой в его эмоциональной жизни /2 такт/, третий в том как он работает /4 такт/. Каждому из этих аспектов присвоим символ и будем их называть интравертными элементами информационного метаболизма человека:

     - потенциальная энергия          - кинетичская энергия
     - превращение потенциальной      - использование кинетичес-
       в кинетическую                   кой энергии

 Благодаря этим элементам человек получает информацию о:

   - потенциальной энергии наблюдаемого объекта и субъекта, о его  физических
 и психических возможностях;
   - возбужденности и возбуждаемости объекта, настроениях и эмоциях человека;
   - мобилизованности, воле и силе, красоте наблюдаемых объектов и субъектов;
   - активности объекта и субъекта, их способности трудиться.

     Однако, окружающий нас мир состоит не только из движущихся тел, но и  из полей их взаимодействия. Их можно называть психологическими полями.  Составные части этих полей - отношения между объектами и процессами,  воспринимаемые людьми как определенные чувства. Так появляются еще четыре измерения окружающего мира, которые из-за своей типной природы  человек  тоже  воспринимает с разной осознанностью. Каждому из них тоже присвоим символ и будем  их называть экстравертными элементами информационного метаболизма человека.

   - отношения между процессами, происходящими в одно и то же время-пространство;
   - отношения между следующими друг за другом процессами - время;
   - объективные отношения между двумя объектами и отдельными  их  свойствами отношения объектов или измерение объекта объектом;
   - субъективные отношения между двумя объектами или субъектами
   - притяжение-отталкивание.    

Благодаря этим элементам ИМ человек получает информацию:

   - о качествах пространства, то есть о том, что в нем происходит,  о  самочувствии находящихся в этом пространстве людей;
   - об отношениях между процессами, событиями и поступками во времени, о наличии или отсутствии времени, опасности или безопасности будущего;
   - об объективных соотношениях между объектами, их весе, величине,  ценности и т.п., то есть о любых соизмеряемых параметрах;
   - о притягательной или отталкивающей силе объектов и субъектов, о их  нужности и ненужности друг другу, симпатиях и антипатиях, любви и ненависти.

     Несколько слов о происхождении графических символов.

     Интравертную символику мы обозначили кружком , фигурой, которая  создает впечатление наиболее полного соприкосновения со всем внешним  миром.  Интуицию - треугольником , который отлично вписывается в круг. Логика и  этика  - это внешняя форма и внутреннее содержание одного и того же процесса.  Поэтому если логику обозначили квадратом , как символом  строгости  мышления,  то для внутренней стороны того же явления эмоционального  накала  нужно  подобрать символ, помещающийся в квадрате. Так появился квадрат без угла .
     Однородным экстравертным элементам присвоены те же символы, только  другого цвета: .
     Итак, в процессе информационного метаболизма каждый человек пользуется 8 элементами ИМ, каждый из которых отражает один из объективных аспектов окружающего мира. Теперь, каждому из этих элементов присвоим условное  название, которым в будущем и будем пользоваться.

     Рис.1

 Отражаемый                    Название качества психики  Символ
 аспект мира                   человека или элемента ИМ,
                               благодаря которому человек
                               получает информацию про
                               данный аспект мира
 -----------------------------------------------------------------

 Потенциальная энергия.        Интравертная интуиция     

 Превращение потенциальной     Интравертная этика        
 энергии в кинетическую
 Кинетическая энергия          Интравертная сенсорика    

 Использование кинетической     Интравертная логика      
 энергии
 Пространство                  Экстравертная сенсорика   

 Время                         Экстравертная интуиция    

 Соотношения                   Экстравертная логика      

 Притяжение-отталкивание       Экстравертная этика       

      Все 8 элементов ИМ находятся в психике каждого индивида.
 Т.е. каждый из нас пользуется теми же формами восприятия и  переработки  информации. Но в сложных, требующих  интеллектуальных  усилий  ситуациях  люди склонны доверять только одной паре элементов: одному экстравертному м  одному интровертному. Они-то и определяют тип ИМ. И дают нам право называть  его логическим, этическим и т.п. Кроме того, когда в этой паре вторым, т.е.  определяющим активные, творческие отношения индивида с внешним миром,  является экстраверный элемент, мы называем человека экстравертом, когда  интровертный - интровертом.
     Можно сказать, что два элемента являются как будто  бы  более  интеллектуальными и более осознанными, чем все другие. Поэтому человек, который  хочет быть и казаться как можно более толковым, делает усилия, насколько это в его воле, во всей деятельности пользоваться только этими  двумя  элементами.
 Например, индивид с развитым логическим мышлением избегает говорить о  своих чувствах.
     Теперь уже можно познакомиться со всем списком типов ИМ,  в  тех  названиях, которыми мы пользуемся во всех своих работах /см. рис.2/.
     Интересно было узнать, какие, психические свойства и  какие  психические типы распространены среди населения республики /Литовская  ССР/.  Для  этого обследовано 100 мужчин и 100 женщин, данные обследования приведены на том же рис.2. Несомненно, такая незначительная и совершенно случайная  выборка  людей /200 человек/ не может представлять республику. Но ее достаточно для понятия того, что нет ни одного типа ИМ, распространенного только  среди  мужчин или только среди женщин.
     Отсюда релятивность таких понятий как  женственность  и  мужественность: каждый тип ИМ вкладывает в эти слова другой смысл. Экстраверт настоящую женственность видит в интровертной девушке, интроверт - в экстравертной,  личность логического типа ИМ - в этическом мышлении, личность  этического  типа ИМ - в логическом мышлении. Нет ни абсолютной женственности,  ни  абсолютной мужественности. Есть мужчины и женщины с разными  психическими  структурами, которые не только кажутся, но и являются идеально женственными или  идеально мужественными, когда должным образом дополняют нашу собственную  психическую структуру.

     Рис.2

     Распределение типов ИМ среди мужчин и женщин Литовской ССР.

        Название типа           Символ  Мужчины Женщины
                                типа
      Шизотимы
     --------
  1. Логико-сенсорный экстраверт            5      2
  2. Логико-интуитивный экстраверт          4      2
  3. Логико-сенсорный интроверт             6      3
  4. Логико-интуитивный интроверт           6      5
  5. Этико-сенсорный экстраверт             3     10
  6. Этико-интуитивный экстраверт           5      9
  7. Этико-сенсорный интроверт              3      4
  8. Этико-интуитивный интроверт            3     10
 

 Циклотимы
     ---------
  9. Сенсорно-логический экстраверт         9      3
 10. Сенсорно-этический экстраверт          4      9
 11. Сенсорно-логический интроверт         12      8
 12. Сенсорно-этический интроверт           7     15
 13. Интуитивно-логический экстраверт      11      4
 14. Интуитивно-этический экстраверт       10      6
 15. Интуитивно-логический интроверт        8      2
 16. Интуитивно-этический интроверт         4      8
         Всего:                           100    100
  Из них  этические                        39     71
        экстраверты                        51     45
        интроверты                         49     55
        логические                         61     29

     Поэтому дальше при разговоре о сочетаниях психических структур, ради избежания лишней путаницы, не будем учитывать пола. Будем говорить об  индивидах с сенсорным, интуитивным, логическим и с этическим типом ИМ.
     В примерах, где ради образности говорится "он", таким же  образом  можно сказать и "она". В отдельных конкретных выборках, однако, соотношение психических  типов  представляет  высокую  поляризованность.  В  одной  из  групп Вильнюсского педагогического института в 1978/79 гг. оказалось 28  студенток с ведущими этическими элементами и лишь одна с ведущим логическим  элементом ИМ, интровертных 20 и экстравертных типов личности - 9.


Купить диплом
Главная

Хостинг от uCoz